Алексей, волонтер в детском доме
Несколько лет назад мне представилась прекрасная возможность поработать в детском доме в качестве волонтера. Детский дом был особый, коррекционный. Проживающие там дети были самых разных возрастов и состояния здоровья.
Мне посчастливилось заниматься с разными группами, в том числе с группой 7-10 лет. Самая непосредственная и солнечная группа. Скорей всего, в силу пограничного возраста, который стоит на пороге подросткового периода, с его сложностями, комплексами и т.д. Группа состояла из девочек и мальчиков, дети были особенные, имели синдром Дауна. Отличались они особой позитивной энергией, чрезмерной активностью, которая проявлялась в непоседливости, недисциплинированности, нетерпении, краткосрочном сосредоточении и добродушном озорстве. В этой связи, сложно было поймать их внимание надолго, но при этом было очень весело.
Занимались мы с детьми бальными танцами. Я ставил перед собой задачи организовать их взаимодействие, или, точнее сказать, сотрудничество друг с другом, приучить их к внимательному труду, дисциплине и зарядить их положительными эмоциями, которые можно получить от танцев.
Первое время даже приблизиться к реализации своих целей мне не удавалось, в группе царил позитивный, но хаос. Дети стремились обнимать меня при первой возможности, выключать музыку, барабаня руками по всем клавишам проигрывателя, переключать музыку, танцевать, как умеют, а не как им показывают, кувыркаться, толкаться, просить их поднимать на руки и др.
Воспитатель этой группы уверила меня, что я не должен расстраиваться, т.к. научить их чему-либо все равно не удастся, они так и будут озорничать. Сосредоточить их внимание не получиться. При этом она заметила, что я не должен им разрешать трогать проигрыватель, т.к. они его просто сломают, ничего в нем не понимая. А что касается самих танцев, то в тех редких случаях, когда воспитатель присоединялся к нашим занятиям, у детей незаметно пропадало все веселье. Воспитатель строго держала дисциплину все 30 минут тренировочного процесса. А дети, боясь нарушить правила, теряли интерес.
И так, этот процесс пришлось организовать. Что касается проигрывателя, мы с ними за несколько раз договорились об очередности руководства плейлистом. Иногда мы тратили на это почти все время занятия. Каждому я показал, какие кнопки нужно нажимать и для чего, как переключить, как выключить, как поменять диск. При этом всегда существовала вероятность того, что они могли сломать что-нибудь. Спустя некоторое время все дети научились пользоваться аппаратурой. Музыкальный центр остался цел и невредим.
Для уроков танцев мы с ребятами пришли к договоренностям о поощрениях. Они должны были внимательно меня слушать и выполнять все упражнения, которые я им показываю в течение трех мелодий. А потом целую мелодию мы устраивали веселый кавардак, и каждого я должен был поднять на руки и покрутить. После этого следовали еще три мелодии внимательной тренировки. Но даже, если они нарушали порядок во время композиций для тренировок, я не был строг, просто говорил, что время шалить все равно будет только после окончания работы.
В итоге за месяц дети научились пользовать музыкальным центром, и за год танцевать в парах базовые движения вальса и польки.
Подводя итог, могу сказать о том, что в учебном процессе всегда возникает вопрос, запретить ребенку что-либо, чтобы поддержать порядок и дисциплину или организовать работу согласно с его особенностями. Если упростить вопрос, то он будет звучать, наверное, так, что важнее дисциплина или атмосфера, в которой легко проявить любую инициативу?
Просмотров: 2739