Кейс 1. Найти вора

Алексей М., начинающий учитель

В этом учебном году началась моя профессиональная карьера в качестве преподавателя истории.

В сентябре у меня произошел случай, о котором мне хотелось бы рассказать подробнее. В этот день у меня по расписанию было четыре урока, причем, последний проходил в 10 «А» классе. Никаких особых проблем на первых трех занятиях в 6-7-х классах я не встретил.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на уроке в 10-ом классе. На этом занятии изучалась тема «Древнейшие цивилизации Востока», учащимся демонстрировались яркие презентации, был также показан отрывок из научно-популярного фильма по этой теме. В конце занятий я провел небольшую дискуссию и выставил положительные отметки. Урок в 10 классе мне проводить сложнее, чем в младших, но тем не менее он прошел вполне успешно, за исключением незначительных проблем: некоторые школьники не смогли рационально воспользоваться свободой дискуссии и бездельничали.

После занятий я выполнил некоторые формальные обязанности по работе с документацией, пообщался с завучем по учебной работе и, довольно уставший, направился домой. Мне еще нужно было подготовиться к занятиям на следующий день. Наконец, я добрался до дома, наспех перекусил бутербродами с чаем и принялся за работу.

Какого же было мое удивление, когда в своем ноутбуке я не обнаружил SD-карты! На ней хранились мои презентации по истории для 10 класса, которые я еще в августе подготовил на всю четверть! Кроме того, я еще записал на карточку несколько фильмов по Средневековью и рассчитывал их показать на ближайших занятиях. Вся проблема заключалась в том, что копий этих презентаций и видеоматериалов у меня не было.

Да, кстати, ноутбук я ношу в школу каждый день, использовал его и сегодня для демонстрации презентации и фильма.

«Не может быть», – пронеслось у меня в голове. Я снова нажал кнопку на компьютере, чтобы извлечь SD-карту, но у меня ничего не вышло. Попробовал еще раз, однако по-прежнему карта не извлекалась. Озадаченный, я проверил, нажал ли именно ту кнопку, которая нужна. Эта кнопка действительно для извлечения SD-карты. Я посмотрел в отверстие, где должна быть карта, но там было пусто. Именно в этот момент я понял, что произошло.

Целый рой вопросов разом атаковал меня: украл ли кто-то в моем 10 классе эту карту или я обронил ее? Возможно, кто-нибудь зашел в мой класс после уроков, пока я относил журнал в учительскую? Я задавал себе все эти вопросы, пока пытался найти истину. Вероятность того, что я обронил ее где-нибудь, была крайне мала, почти нулевая. В самом деле, вы должны вначале нажать кнопку, а затем только вынуть карту, она не может сама по себе выпасть. Несколько более вероятно, но также весьма сомнительно, что в те несколько минут, что я находился в учительской, случайно зашел посторонний человек и украл мою карту. Поэтому наиболее вероятный сценарий заключается в том, что ее украли в моем 10 классе.

Осознав, что, скорее всего, мои собственные ученики украли у меня карту, пробудили во мне бурю эмоций. В моей голове стремительно проносились образы вероятных преступников. Я был разгневан, разочарован и охвачен тревожным чувством, что меня оскорбили. Все случилось так быстро, что мне стало обидно, и я почувствовал, как к горлу подступили слезы.

Что приводит человека к воровству; почему он считает, что имеет право воровать? Как они оправдывают это? Именно в этот момент я вспомнил случай, когда сам украл. Я, который чувствовал себя столь оскорбленным, вспомнил, как это ощущать себя нарушителем. Я вспомнил, как однажды украл 100 рублей у моей матери, прямо из ее кошелька. Она спрашивала меня на следующий день, не видел ли я эти деньги. Я солгал, сказав, что у меня их нет. Помню это крайне неприятное ощущение, совместившее в себе стыд, вину и беспомощность. Я себя чувствовал отвратительно плохо. Но что я мог сделать? Я не мог признаться ей, что украл эти сто рублей, т.к. уже солгал, что не знаю, кто их украл. Теперь, будучи взрослым человеком, да еще и учителем, я понимаю, что мог бы признаться ей. В самом деле, признание было бы действительно правильным, это нужно было сделать. Мы все виновны в каких-нибудь грехах, независимо от того, верим мы в них или нет. На мой взгляд, люди изначально знают разницу между правильным и неправильным, в некотором смысле, признание в грехе является более ценным, чем, если бы его никогда не совершать.

Позвонив нескольким друзьям, а также поразмыслив над сложившейся ситуацией, я пришел к трем возможным вариантам решения проблемы. При этом я руководствовался в первую очередь идеей, что я не могу игнорировать этот случай и как педагог обязан заложить основы нравственности у своих учеников.

Итак, один из довольно часто встречающихся вариантов действия в подобной ситуации – это наказать весь класс. Я мог бы заставить их переписывать из учебника материал каждый день до тех пор, пока виновник не сознается. Другой вариант – обвинить ученика, которого я подозреваю в наибольшей степени. Если я оказался бы прав, то он мог бы получить ценный урок по поводу кражи. Третий вариант – обратиться к администрации школы по поводу воровства в моем классе.

На следующий день к в 8 ч я уже прибыл в школу. Я думал о наиболее верном русле, в которое хотел бы направить ситуацию в моем классе. В конечном итоге, я решил, что каждый из этих вариантов был неадекватным. Первый вариант является неэтичным. Мне всегда был чужд подход «наказать группу за действия одного человека», реализуемый многими педагогами. Все, на что этот метод способен, – создать атмосферу недоверия. В конце концов, не каждый ученик в классе украл карту, а кто-то один. Второй вариант даже хуже, чем первый. В конце концов, а вдруг я был бы неправ? Что, если человек, которого я подозревал, не делал это? Я буду опозорен. Третий вариант также показался мне неподходящим. Я представил себе, как администрация собирает весь класс и начинает выяснять, кто украл мою карту… Мне стало тоскливо.

10 класс по расписанию был на 2-ом уроке. Я зашел в кабинет, когда прозвенел звонок, ученики дружелюбно меня поприветствовали, притихли и стали ждать начала урока. Я выдержал некоторую паузу и обратился к ним со словами:

«Я тоже рад видеть всех вас на занятии. По плану мы должны с вами погрузиться сегодня в крайне интересную, сложную и неоднозначную эпоху Средневековья. Мне хотелось показать вам яркую и информативную презентацию, над которой работал почти целую неделю, а также продемонстрировать отрывок из научно-популярного фильма об одном из известнейших героев этого периода истории. Однако возникла проблема, крайне неприятная для меня проблема. Вчера у меня пропала SD-карта, на которой были записаны презентация и фильм. К моему великому сожалению, копии записей не сохранились. Я не хочу никого подозревать, выяснять и наказывать всех за чей-то проступок. Мне, конечно, было очень обидно, я не ожидал этого от своих учеников. Если это ошибка, случайность, то попрошу вас помочь мне найти карту и сделать наши уроки более интересными и яркими. А сейчас я прочитаю вам лекцию по новой теме».

Ученики притихли и в такой, несколько необычной для меня атмосфере, прослушали всю лекцию. По окончании урока я вышел в учительскую, чтобы отнести журнал. Когда вернулся в кабинет, проверил компьютер, но карточки по-прежнему в нем не оказалось.

Озадаченный и расстроенный, я вышел из класса и направился домой. Что же еще я могу в этой ситуации сделать?!

Просмотров: 805