Кейс 1. Новенькая

Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 8-го «А» класса

 

В моём восьмом классе, где я являюсь классным руководителем, Вероника Семенова появилась в начале учебного года. Обычная девочка, не выделяющаяся из общей массы учеников как своего класса, так и всей школы. Семья у моей новой ученицы оказалась многодетная: в ней помимо Вероники воспитывалось ещё шестеро детей. Как классный руководитель я, конечно, понимала, какие трудности могут возникнуть у этой девочки в школе.

Мой класс был обычным восьмым классом: шумными, активными, непоседливыми подростками. Когда Вероника не общалась с ребятами на перемене, не участвовала в их играх, я вначале приписывала такое поведение новизне обстановки, новому коллективу, ее скромности и скованности в общении. Наблюдения в течение первой четверти за ребёнком усиливали моё беспокойство. А как не беспокоиться: на следующий год у класса экзамены и готовиться к ним нужно уже сейчас? Тем более, что успехами в учёбе девочка не блистала. Да и, вообще, могла просто не прийти в школу, а появиться на следующий день с запиской от мамы, что она этот день болела.

Очень часто Вероника приходила с невыученными уроками, объясняя это тем, что нужно было сидеть с младшими братьями и сёстрами. Получилось, что девочка оказалась в непростой ситуации. Вероника могла прийти в школу с невыполненными домашними заданиями по физике или математике, но при этом сварить обед на всю семью, накормить грудного ребёнка, постирать бельё. Это, разумеется, неплохо, что девочка умеет готовить, стирать и убирать, всё пригодится во взрослой жизни, но ей нужно ещё и учиться. Как выяснилось впоследствии, мама Вероники — Екатерина Ивановна — могла уехать в магазин за продуктами или по другим делам из дома, иногда отсутствуя до нескольких дней. Отец Вероники всегда был занят на работе, на детей у него не оставалось ни времени, ни сил.

Как классный руководитель, такую ситуацию я не могла пустить на самотёк. Повод побеседовать с мамой девочки представился очень скоро, впереди было родительское собрание. Меня беспокоил вопрос, как правильно построить беседу с мамой, убедить её в том, что дочь должна не только помогать по дому, но ещё и учиться, ведь это её будущее. Да и, вообще, деликатно поговорить с мамой, не создав неловкости.

И вот настал день родительского собрания. После обсуждения общих вопросов я попросила Екатерину Ивановну задержаться после собрания. Вся беседа с ней свелась к тому, что ей очень тяжело управляться со своим семейством и без помощи старшей дочки не обойтись. По словам мамы, «не очень-то и нужно девочке это самое образование, быстрее бы она пошла работать». После родительского собрания я была несколько обескуражена беседой с Екатериной Ивановной. Мне казалось, что я смогу найти с ней общий язык, донести до ее сознания мои тревоги.

В дальнейшем мои попытки повлиять на ситуацию особым успехом не увенчались. Побеседовав с остальными педагогами, я выяснила, что Вероника не успевает по многим предметам. Я попыталась подтянуть успеваемость девочки и попросила педагогов по этим предметам позаниматься с ней дополнительно, так как от мамы помощи ждать не приходилось. Попытки наши также потерпели неудачу, так как Вероника либо просто сбегала с уроков, либо говорила, что она должна помочь маме и уходила. Вся эта история закончилась банально: девочка доучилась до девятого класса и ушла из школы, стала работать на ферме.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему мои действия оказались неэффективными?
  2. Как я должна была построить беседу с мамой девочки, чтобы убедить ее в необходимости получения дочерью среднего образования?
  3. Правомерно ли было бы привлечь к разрешению этой проблемы представителей администрации школы или членов родительского комитета?
  4. Какие другие способы выхода из этой ситуации вы бы могли предложить?

Просмотров: 1473