Кейс 4. Радость и предубеждение

Елена Ивановна, преподаватель кулинарии

В течение нескольких лет в одном из кафе мною проводились занятия для детей разного возраста по обучению их кондитерскому мастерству. На сайте кафе вывешивалось расписание с темами занятий, поэтому каждый родитель вместе с ребенком мог выбрать интересующую его тему и, записавшись, посетить данное мероприятие. Хотелось бы отметить, что на кулинарных курсах никаких ограничений по физическим или умственным способностям не существовало. Занятие состояло из краткой теоретической части и практики по приготовлению конкретного кондитерского изделия. На занятиях присутствовали родители, имея возможность наблюдать за процессом кулинарного творчества детей.

Различия в возрасте участников кулинарных курсов были весьма существенные: от 3 до 15 лет, порой и сами родители увлекались общей работой и занимались вместе с детьми с огромным удовольствием. Некоторые из них высказывали сожаление по поводу отсутствия подобных занятий для взрослых. За время моей работы встречались дети с некоторыми особенностями, к примеру, слабым зрением или слухом, правда, для них организовывались отдельные группы.

Однажды к нам пришла немолодая женщина интеллигентного вида с девочкой, у которой, как оказалось, был синдром Дауна. Обычно родители нас предупреждают о появлении на нашем занятии детей с особенностями развития, но в этот раз мы были в неведении. Не подав вида и ничем не выделяя этого ребенка, я начала вести занятие, понимая, что буду вынуждена уделять этому ребенку значительно больше внимания, чем остальным. В процессе приготовления кулинарного изделия, я заметила, что у девочки практически не развита мелкая моторика, и мне пришлось взять её руки в свои и все делать вместе. В результате мне пришла в голову идея сделать её главной на нашем занятии, я посадила девочку перед остальными детьми со словами, что Катя у нас будет сегодня моей помощницей. Таким образом у ребенка к концу занятия получилось вполне приемлемое кондитерское изделие, ничем не отличающееся от других.

Ребенок был безмерно счастлив, я уже давно не наблюдала такой искренней радости у детей. Её мама также была в полном восторге, в конце занятия выразила мне свою признательность и удивление, как я смогла так увлечь ее девочку.

Во время занятия наблюдавшие за процессом родители неоднократно позволяли себе некорректные высказывания вполне слышным шепотом по поводу присутствия Кати на занятии. После окончания занятия некоторые из них подходили ко мне с вопросом, по какой причине с их «нормальными» детьми занимается ребенок с синдромом Дауна. Я тактично ответила, что никаких ограничений у нас не существует. Кроме родителей вопросы, как оказалось позже, возникли и у детей, регулярно посещающих мои занятия: почему я их раньше не ставила своими помощниками.

Возможно, мне нужно было поступить как-то иначе, чтобы учесть интересы всех детей в группе. В процессе прохождения дальнейшего курса мне пришлось каждого ребенка, который был на том занятии с Катей, выделить и сделать своим помощником. В следующих группах я этого, разумеется, больше не делала.

Вопросы:

Как ответить родителям, которые совершенно не имеют чувство такта и не толерантны к людям, не похожим на всех?

Как мне следовало поступить в данной ситуации с Катей, чтобы у ребенка всё получилось, и он был от этого счастлив, а другие дети не были обделены моим вниманием?

Просмотров: 1033