Кейс 6. Травля в школе

Алина А., студентка

Что такое буллинг или, по-другому, травля в школе?  Из-за чего начинается травля? Каждый раз задаваясь этим вопросом, я вспоминаю эту историю. В ней непонятно, почему класс выбрал жертвой именно эту девочку, но эта история доказывает, что даже после травли в школе, дети могут оправиться.

Ира жила в большом городе, училась в приличной школе, была очень дружелюбным ребенком. Знаниями особо не блистала, на уроках отвечала неохотно, зато с друзьями всегда находила, о чем поговорить.  К ней выстраивалась очередь за советом, или просто рассказать то, что наболело, и ее это ни капли не тяготило.  С учителями у девочки были хорошие отношения, никогда не возникало конфликтов в классе, даже по пустякам. Если приходили новенькие ребята, она одна из первых завязывала с ними дружбу.  Ира не выделялась особой красотой среди девочек или каким-то большим семейным достатком, она была обычным ребенком, дома особо не проказничала, вела себя в рамках приличий.

У Иры была не совсем обычная семья, но она всегда любила своих близких.  Ира жила с мамой Верой, а к папе Андрею и бабушке Альбине она приезжала на выходные. Родители развелись, когда Ирине было 3 года, поэтому она особо не помнила, как это жить в полной семье, также не помнила самого развода, поэтому это практически не влияло на семейную атмосферу. У папы появилась новая семья, с которой Ира тоже хорошо общалась. Папа взял в жены женщину, у которой уже был ребенок – сверстник Иры, и через 8 лет брака у них появился общий ребенок Артем.  Ира особо не переживала из-за того, что у папы новая семья, она была искренне рада тому, что у нее появились брат и сестра (дочь папиной жены от первого брака).

Но эта идиллия длилась недолго. Мама сменила работу, и им пришлось переехать в совершенно другой город. Это был небольшой городок, о котором мало кто знает.  Если раньше Ира училась в частной московской школе, то тут ей пришлось идти в обычную среднюю школу.   А город был настолько маленьким, что его за два часа можно было обойти вдоль и поперек. Как можно представить, никого из знакомых у нее там не было.  Нужно было заново искать себе друзей и привыкать к новому дому и школе.

Ирина пришла в новую школу в 5 классе, и первый день сразу не задался.  1 сентября прошло настолько плохо, что ей стало ужасно грустно и тоскливо.

– Это ваша новая одноклассница, – сообщила классу Любовь Викторовна, ее классная руководительница.

– Меня зовут Тимофеева … Ой! Нет! Ириса… Ой! Ирина. Т-тимофеева…   Ирина – мое имя, – запинаясь, говорила девочка, густо покраснев.

Весь класс заливался смехом, что еще больше смутило Иру.  Ее посадили за парту, но не одну, а вместе с Никитой, который даже слова ей не сказал.

В первый день с ней никто не разговаривал. Она чувствовала, что еще немного и разревется, но сдержала свои эмоции. Придя домой, она лежала и плакала от обиды на маму, что привезла ее в этот ужасный город и от обиды на класс, что никто не захотел даже познакомиться с ней.

Второй день прошел еще хуже. Ира плутала в лабиринте коридоров школы  и не представляла, куда ей идти. К тому же, она не запомнила, как выглядят ее одноклассники, не могла ни у кого попросить помощи. В итоге, с горем по полам, она нашла класс и села за свою парту.  В этот момент ее окружили одноклассники, и возник самый странный диалог, который она когда-либо слышала.

– Ты, что думаешь, что круче всех, раз училась в Москве? – спросила темненькая девочка (как потом выяснилось, зовут ее Вика и она «королева» класса).

– Я ничего такого не думала, – тихо сказала Ира.

– Ты тут не приживешься. Таких, как ты, мы на завтрак едим, – со злостью произнес невысокий мальчик Егор.

-Ты не думай, что тут все так сахарно и сладко, как тебе могло показаться. Бойся ходить одна по городу. – сказала девочка с челкой Кристина.

– А вообще, советую тебе бояться Люды, она терпеть не может новеньких, сообщила Вика, накручивая локон волос на палец.

Ира не знала, что на это ответить, она только подавляла в себе желание заплакать перед ними и показать свою слабость.

Весь год в 5 классе Ира ходила почти одна, одноклассники не хотели иметь с ней ничего общего, а Егор, вообще, постоянно обзывал и дразнил.  Постепенно Ира начала уходить в себя, ей совершенно не нравилось ходить в эту школу и жить в этом городе, мало того, что нет друзей, так еще и к папе с бабушкой Ира стала ездить значительно реже, что расстраивало ее еще больше.  К концу 5 класса придирки к ней со стороны учеников только усилились, ее портфель постоянно кидали в мужской туалет, ставили подножки и всячески обзывали. К новой волне издевок прибавилось то, что девочке поставили брекеты.  И обзывания стали еще более изощренными.  Успеваемость Иры постепенно снизилась, она перестала интересоваться учебой и забросила все свои увлечения, практически полностью сошла на нет ее былая жизнерадостность. На фоне всего этого существенно ухудшились отношения с мамой, возникали постоянные ссоры и истерики.  Девочка совсем закрылась в себе.

Учителя не обращали на это внимания, а мама говорила, что это все пройдет, ей стоит только привыкнуть к новой школе. Иногда она говорила дочери, что издевательства в школе – это ее больная фантазия, ну, а, если все-таки обзывают, то нужно просто обзывать в ответ. Мама Иры ничего не предпринимала, чтобы как-то помочь ребенку адаптироваться в новой обстановке.  Она постоянно говорила девочке, что она сама виновата в том, что с ней никто не дружит: «А ты возьми, да и сама подойди к ребятам, общайся». А как общаться, если Иру просто ненавидят в классе?   Мама также как-то раз заметила: «Если мальчик в школе постоянно тебя задевает, значит ты ему нравишься!». Но, если бы это было просто «задевает», а не самой настоящей травлей!

На протяжении всего учебного года Ира была аутсайдером, объектом насмешек и агрессии со стороны одноклассников.  В начале следующего учебного года к ним перевелась девочка из параллельного класса, и Ира с ней подружилась. Ей стало немного проще справляться со своими проблемами. Эту девочку звали Света, она была дочкой учительницы английского языка, но к ней все относились хорошо, поэтому Света постоянно защищала Иру от нападок одноклассников. Однако постепенно и подругу коснулась травля из-за того, что она общалась с Ирой. В конце концов Свете пришлось вернуться в параллельный класс.  Можно сказать, что 6 класс был довольно спокойным, но после ухода Светы стало еще хуже. Иру начали зажимать в раздевалке, забирать ее вещи, из просто словесной атаки перешли в наступление.

Успеваемость снова стала стремительно падать. Как можно учиться в такой обстановке?

В седьмом классе Ира все-таки подружилась с девочкой из класса, которая была очень тихая и застенчивая и боялась подойти пообщаться.  Со временем Ира перестала обращать внимание на издевки, и они постепенно угасали со стороны всего класса. Но был человек, который продолжал издеваться, он мог подойти и ни с того, ни с сего ударить девочку, как-то ее обозвать. Однажды возник случай, когда Егор просто душил Иру на глазах у преподавателя, а та ему ничего не сказала. Позиция учительницы: «Делайте что хотите, только не шумите».  Ира начала уже синеть от нехватки воздуха, когда Таня, девочка, с которой подружилась Ира, увидела эту картину и немедленно вмешалась, и помогла Ире выбраться из его захвата.

Егор продолжал издеваться над девочкой вплоть до конца 9 класса, даже, когда Ира уже более-менее влилась в коллектив, он не переставал ее мучить – то мячиком заедет, то «случайно» стукнет сумкой или портфелем. Каждый раз, когда Ира говорила об этом маме, она отвечала только одно: «Ничего ты не понимаешь, ты просто ему очень нравишься, и он не знает, как привлечь твое внимание».  Разговоры с мамой только ухудшали ситуацию.  В итоге, Ира ушла после 9 класса в медицинский колледж, просто, на самом деле, сбежала из школы. Она продолжала общаться с подругой из школы, у нее также появились друзья вне школы и в колледже. В колледже с группой у Иры все было просто замечательно, она со всеми сдружилась и со многими до сих пор общается.

Ира успешно закончила колледж, начала работать медсестрой в отделении больницы этого городка, но работа ей ужасно не нравилась, и, отработав год в этом месте, она переехала обратно в Москву, устроилась на новую работу, которая ее полностью устраивает. Человек не сломался, девушка достигла цели к которой шла и добилась всего, чего хотела.

Из данного случая можно сделать вывод, что необязательно жертвой буллинга становится человек, который как-то странно, необычно выглядит или ведет себя, фактически жертвой травли может стать любой ребенок.

Рассматривая эту историю, у меня возникают вопросы:

  1. Почему учителя вообще не обращали внимания на столь длительную травлю девочки?
  2. Почему мама вечно отшучивалась, не доверяя своему ребенку, не хотела помочь, когда девочка так нуждалась в ее поддержке?
  3. Что могла сделать Ира, чтобы избежать травли?

 

Хотелось бы также сказать, что, если бы родители и учителя проявили хотя бы каплю внимания к Ире, многолетней травли можно было избежать. Даже, если мама хотя бы поддерживала Иру, ей было бы проще справиться с тем тяжелым для нее периодом. Конечно, девочка в итого не сломалась и добилась почти всего, что она хотела, однако этот период в жизни до сих пор продолжает ей сниться в кошмарах.

Просмотров: 2313